Суть и особенности балансировки автомобильных колес

Балансировка автомобильных колес неразрывно связана с понятием обслуживания автомобилей. Значительную роль в росте востребованности данной услуги среди населения сыграло увеличение доли импортных дорогих автомобилей при сокращении единиц отечественного автопрома в совокупной массе частного автотранспорта.

Принято считать, что главным эффектом, который достигается балансировкой колес, является легкий ход машины и удобство в поездке. Но это лишь верхушка айсберга. Балансировка спасает все движущиеся детали от гигантской, прямо скажем, разрушающей нагрузки. Проверено, что при незначительном дисбалансе 14-дюймового колеса (всего в 20 граммов), если автомобиль движется со скоростью около 100 км/ч, то нагрузка, которую испытывают ступица и подшипники, соизмерима с ударами кувалды весом 3 кг. Кстати, производиться эти удары должны с частотой около 800 раз в минуту. Этот пример наглядно демонстрирует необходимость проведения балансировки.

Итак, балансировка автомобильных колес – необходимая процедура. Далее возникает естественный вопрос, насколько часто и в каких случаях возникает эта самая необходимость. Собственно, нарушение баланса обычно является следствием попадания колеса в выбоину или рытвину на дороге, а также бывает при деформации, принятии формы и при износе резины. Соответственно, процедура балансировки производится в обязательном порядке при сборке колеса на резину, после установки новых шин (необходимо «выждать» 500 км пробега) и после попадания в яму. Тем же, кто использует всесезонную резину, то есть владельцам фур, рекомендуется проводить балансировку минимум один раз в год. Вышеозначенную процедуру необходимо выполнять не только в отношении передних колес, но и в отношении задних, дисбаланс которых обычно менее заметен. Кроме описанных выше последствий пренебрежения балансировкой колес, также к ним можно добавить и эффект частичной изношенности резины. Такая картина является прямым следствием несовпадения центра вращения колеса с центром его массы.

Балансировка автомобильных колес

Сам процесс балансировки автомобильных колес полностью компьютеризирован, что повышает точность выполняемых операций. Колесо устанавливается на балансировочном станке, где производится его центровка. Далее на основе заданных параметров компьютер выдает данные для дальнейшей корректировки дисбаланса. Корректировка производится непосредственно мастером с использованием специальных грузов. Для литых кованных и штампованных дисков используют набивные грузы. Этот вид грузов наиболее предпочтителен, так как сам способ крепления набивных грузов более надежен, они не отвалятся при мойке машины или под воздействием низких температур. Так что на зиму специалисты советуют производить балансировку с помощью набивных грузов. Есть у них и альтернатива – универсальные клеящиеся грузы. Их устанавливают хозяева дорогих марок автомобилей, дабы не портить внешний вид дисков. Но у них имеется масса недостатков: они могут отклеиться на морозе, под воздействием жидкостей и моющих средств при мойке под давлением, или даже при попадании реагентов, которыми в изобилии посыпают проезжую часть зимой. Правда, имеются и такие диски, на которые невозможно установить иные виды грузов.

Существуют некоторые нюансы, по которым владелец автомобиля может определить уровень и качество проводимой балансировки автомобильных колес. Во-первых, грузы крепятся к диску и с внутренней и с внешней стороны, при этом балансировка при помощи одного груза — настолько сложная процедура, что редкие автосервисы берутся за ее исполнение. При нежелании клиента портить внешний вид дисков грузами, они все устанавливаются с внутренней стороны ближе к спицам. Общий вес грузов не должен превышать 60 грамм для нового диска, при этом грузы располагаются в непосредственной близости друг от друга. Превышение этого веса свидетельствует либо о неправильной сборке колеса, либо об его дефектах: деформации диска и износе шины. Рекомендуется проверять баланс повторно, при этом разброс значений по системе «Хавека» для стальных дисков не должен превышать 5 граммов, а для дисков из легких сплавов – 3 граммов. Это помогает выявить погрешности, связанные с неправильным креплением колес на станке.

Балансировка автомобильных колес

Компания «Хавек» изобрела способ балансировки автомобильных колес по отверстиям, которые служат для крепления колеса к ступице. Такой способ более точен, так как проводится в два этапа: начальная центровка конусом по не изнашиваемому центральному отверстию диска, а затем окончательная – цинговым адпатером по изнашиваемым отверстиям.

Существует и еще один вид балансировки автомобильных колес — так называемая «финишная» балансировка. Частенько ее проводят на обычных стендах и используют вместо вышеописанных способов балансировки. Специалисты категорически против такой замены. Настоящая финишная балансировка должна проводиться по отношению ко всему узлу, который включает диск, ступицу и колесо и только после проведения первоначальной процедуры балансировки колеса. Те же колеса, которые прошли балансировку по системе «Хавека», в финишной балансировке и вовсе не нуждаются.